Содержание:
МОСКВА, 29 июля 2018 — NEWSMENT.RU, Валентин Фёдоров. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на уходящей неделе предложила реформировать ФСИН, фактически разделив ведомство на две части: гражданскую и силовую. Так глава высшей палаты российского парламента отреагировала на появившиеся 20 июля сообщения о пытках в ярославской колонии. Как удалось выяснить изданию РБК, проект реформы ФСИН готовится в администрации президента с 2017 года. Вероятно, в 2018 году можно ожидать окончательных предложений по реформированию ведомства. Реформа ФСИН в форме реорганизации в 2018 году — последние новости о возможном разделении ведомства на силовую и гражданскую части.
Какие варианты реорганизации ФСИН обсуждаются в 2018 году
Выступление Валентины Матвиенко стало реакцией чиновницы на сообщения, появившиеся 20 июля этого года. Напомним, что издание “Новая Газета” в статье “10 минут в классе воспитательной работы” рассказало в этот день о факте пыток в ФКУ ИК-1 ФСИН по Ярославской области.
В статье “Новой Газеты” приводится видеозапись момента издевательств над заключённым, которое происходило год назад. Видео было записано нагрудным видеорегистратором одного из сотрудников ФСИН и в 2018 году попало к правозащитникам.
Матвиенко высказала идею о разделении ФСИН на два ведомства. Первое будет заниматься вопросами охраны заключённых и контроля. Второе — перевоспитанием и социализацией осуждённых.
Как пример глава Совфеда привела реформирование армии, благодаря которому, по мнению Матвиенко, в российских вооружённых силах была побеждена дедовщина.
Издание РБК сообщает о том, что, по его данным, как минимум два похожих варианта реформирования и реорганизации ФСИН рассматривается в администрации президента России ещё с 2017 года. Оба варианта предполагают передачу функций ФСИН другим ведомствам, причём сразу нескольким.
Первый вариант таков:
- упразднение управления собственной безопасности ФСИН — как отмечается, УСБ чаще покрывает нарушающих закон сотрудников, чем разоблачает нарушения,
- сокращение оперативной составляющей работы ФСИН и передача этих функция ФСБ и МВД.
Второй вариант выглядит так:
- расформирование ФСИН,
- передача функций охраны, конвоирования и спецназа Росгвардии,
- передача колоний и их функций по оперативной и воспитательной работе с заключёнными в МВД,
- создание в МВД главного управления исполнения наказаний, которое примет указанные выше функции.
Последний вариант — самый радикальный. Считается, что именно он является приоритетным для разработчиков реформы ФСИН. Впрочем, уже сейчас многие обращают внимание на то, что этот вариант нельзя считать хорошим.
Проблемы с реформой ФСИН
Хотя рабочая группа, которая занимается в администрации президента вопросами реформы ФСИН, по состоянию на лето 2018 года склоняется к последнему, радикальному варианту реорганизации, этот вариант вызывает множество вопросов.
Одна из главных проблем — такой вариант реформирования ФСИН противоречит международным обязательствам России. Дело в том, что наша страна подписала в своё время обязательство передать систему исполнения наказаний в ведение Минюста, забрав её у МВД.
Подконтрольность колоний и тюрем, а также СИЗО и прочих мест заключения полицейскому ведомству означает бесконтрольный доступ к заключённым для сотрудников МВД. В частности, таким образом следователи могут оказывать давление на подозреваемых или уже осуждённых людей. Именно поэтому в практике цивилизованных стран отделять места заключения от полиции.
То же самое говорят и правозащитники. Система исполнения наказаний, попавшая под крыло МВД, станет ещё более закрытой и коррумпированной, чем она есть сегодня.
Как отмечают защитники прав находящихся в заключении, ФСИН действительно требуются коренные преобразования. Это ведомство находится в застое и не демонстрирует волю к развитию, отмечает, в частности, первый зампред комиссии Общественной палаты по общественному контролю Артём Кирьянов. По мнению Кирьянова, ФСИН нужно подчинить напрямую премьер-министру России и заняться тщательным аудитом и упорядочиванием финансирования ведомства.
Другие правозащитники говорят о том, что реформа ФСИН как минимум должна заключаться в пересмотре правил набора сотрудников и тщательном контроле за их работой и всеми действиями на рабочем месте.
К сожалению, описанные схемы реформирования и реорганизации ФСИН — пока лишь проекты. Будут ли в 2018 году высказаны какие-то конкретные предложения по реформе ФСИН, неизвестно. О конкретном законопроекте, который готовился бы для внесения в Думу, речи, к сожалению, пока не идёт.